Паола Дмитриевна Волкова родилась 23 июля 1930 года в Москве. Советский и российский искусствовед, историк культуры, заслуженный деятель искусств РСФСР (1991 г.), доктор искусствоведения (2000 г.).
Окончила Московский государственный университет (1953 г.) по специальности «историк искусства».
В 1960–1987 гг. преподавала во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИКЕ) курсы всеобщей истории искусств и материальной культуры.
С 1979 г. и до марта 2013 г. преподавала на Высших курсах сценаристов и режиссеров культурологию и дисциплину «Изобразительное решение фильма».
В 1970–1980 гг. организовывала лекции философа Мераба Константиновича Мамардашвили (1930–1990 гг.), историка Натана Яковлевича Эйдельмана (1930–1989 гг.), культуролога и литературоведа Георгия Дмитриевича Гачева (1929–2008 гг.), историка-этнолога Льва Николаевича Гумилева (1912–1992 гг.) и других мыслителей.
Имела более 50 публикаций в журналах, книгах, периодической печати по вопросам современного искусства и отдельным проблемам, связанным с творчеством кинорежиссера и сценариста Андрея Арсеньевича Тарковского (1932–1986 гг.); считается одним из основных специалистов с мировым именем в области его творчества. Она нашла общее между режиссером Андреем Тарковским и поэтом Серебряного века Велимиром (Виктором Владимировичем) Хлебниковым (1885–1922 гг.). С 1989 г. Паола Дмитриевна Волкова – директор Фонда Андрея Тарковского в Москве (ныне не существует). За время своей работы Фонд провел больше двадцати фестивалей и выставок в России и за рубежом, был инициатором и одним из создателей Дома Андрея Тарковского на родине режиссера в Юрьевце, а также установил надгробье на его могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже. П.Д. Волкову неоднократно приглашали для чтения курса лекций, на церемонии открытия ретроспективных показов его фильмов, а также для интервью о его творчестве западной прессе.
Паола Волкова – автор и ведущая 12-серийного документального телесериала «Мост над бездной» (2011–2012 гг.) об истории мировой живописи для телеканала «Культура». Она называла XX век комментарием к истории – словно переговаривалась с прошлым. Ее неповторимые авторские лекции, цикл передач на телевидении об искусстве стали ярким явлением в культурной жизни общества, а книга «Мост через бездну», где она ведет диалоги с античной Грецией, культурой Крита, философами Китая, стала настоящим открытием. Паола Дмитриевна с ее даром просветителя была своеобразным культурным мостом над бездной невежества. Сегодня многие посетители музеев и галерей проходят по ним, практически не останавливаясь около картин. Если и рассматривают что-то, то лишь ненадолго задерживаясь около того или иного произведения. Но шедевры потому и являются шедеврами, что в них заложено нечто большее, чем то, что мы можем увидеть с «первого взгляда». Великие картины полны тайных знаков, посланий, которые может прочитать лишь посвященный, лишь тот, кто знает «шифр». Вместе с историком искусства Паолой Дмитриевной Волковой легче подобрать ключи к старым загадкам.
Она умела сделать так, чтобы искусство, восхищаться которым не составляет большого труда, стало более понятным, а его сила – почти осязаемой. Слушая Паолу Волкову, читая ее тексты, многие приходили к выводу, что искусство, вся культура – это безусловная часть того, что называется содержанием жизни, не жизни вообще, а той, которой живут люди сегодня, здесь и сейчас. Про что бы она ни рассказывала – про «Поцелуй Иуды» кисти Джотто или «Троицу» Андрея Рублева, – невозможно было оторваться от телеэкрана: так пронзительно и понятно говорила она об эфемерном мире искусства, о судьбах великих и знаменитых людей. Ее студенты говорят, что и лекции Паолы Волковой забыть невозможно.
Паола Дмитриева умерла в Москве 15 марта 2013 года.
Источник
Волкова Паола Дмитриевна
![](images/items/821.jpg)
Во второй книге Паолы Волковой «Мост через бездну» читатель с первых страниц оказывается вовлеченным в уникальную интерактивную экскурсию. Он становится одновременно слушателем и действующим лицом. Следуя за умелым рассказом, погружается в палитру чувств и красок, отвечает на вопросы автора, соглашается или не соглашается с ним и даже участвует в экспериментах.
Автор ведет своего читателя от фресок Джотто и полотен великих гениев Возрождения к «Гернике» Пабло Пикассо, от иконы Андрея Рублева «Троица» к «иконе» ХХ века «Черному квадрату» Казимира Малевича, предлагает увидеть знакомые любому образованному человеку произведения мировой живописи с новой, неожиданной точки зрения, удивительным образом соединяя в своих рассказах искусство и философию дня вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего.
ISBN 978-5-906339-34-8
224 стр., 6 вкл. Цв.
Формат: 60х90/16
Вес: 350 гр.
Цена: 370 руб.
Подробнее
Волкова Паола Дмитриевна
![](images/items/849.jpg)
Паола Дмитриевна Волкова вновь раскрывает перед нами удивительный мир искусства. Читателя ждет необычный взгляд на знакомые произведения. Автор заставляет думать, меняет систему сложившихся ценностей, вновь и вновь уводит читателя от привычных прописных истин.
Тема зеркал и зазеркалья, тема самосознания, «Я» и двойников, мистическое и философское в зеркалах и зазеркалье, «маски лица» и Лики — об этом рассуждает Паола Волкова. И, конечно, здесь есть тема ребенка — ребенка как зеркала мира. Знаменитая «Сикстинская мадонна» и «Мадонны» Леонардо да Винчи, Тициана, Питера Брейгеля, Эль Греко и других знаменитых художников предстают в новом неожиданном свете. Автор рассматривает тему изображения детей в искусстве, начиная с древнегреческого периода и заканчивая искусством XIX–XX веков. Рассматривает не столько с точки зрения художественного творчества, сколько с точки зрения психологии и педагогики. «Само искусство детскую тему считает обочиной» — приходит к выводу знаменитый искусствовед. Согласны ли мы с такой позицией? Готовы ли ее принять?..
ISBN 978-5-906339-66-9
240 стр., 6 вкл. Цв.
Формат: 60х90/16
Вес: 350 гр.
Цена: 380 руб.
Подробнее
Волкова Паола Дмитриевна
![](images/items/850.jpg)
Могут ли быть связаны между собой рождение Зевса, рождение Христа, большевики во главе с В.И. Лениным и культура Возрождения? И при чем здесь андеграунд?
Какое отношение традиция царей ссылать своих жен в монастырь имеет к культу римской богини Весты?
В четвертой книге «Мост через бездну» читателя вновь ждут удивительные открытия. О чем эта книга? Это попытка понять, кто мы с точки зрения духовного истока. Что такое наше художественное сознание и что такое наш художественный выбор, наша ментальность. Откуда она?
Анализируя истоки европейской культуры, Паола Волкова проводит параллели: от греческого рисунка до Пикассо и Матиса, от ордерной системы Греции до Корбюзье, от улыбок архаических юношей и девушек до улыбки Джоконды, от колонн Акрополя до Символа Веры.
ISBN 978-5-906339-87-4
304 стр., 4 вкл. Цв.
Формат: 60х90/16
Вес: 360 гр.
Цена: 460 руб.
Подробнее
Волкова Паола Дмитриевна
![](images/items/863.jpg)
В пятой книге «Мост через бездну» знаменитый искусствовед Паола Волкова вновь раскрывает тайный смысл гениальных произведений искусства. «Легенды, застывшие в рамах» оживают в ее рассказах.
Какой текст зашифрован в полотнах Босха и Брейгеля? Как связаны романы М.А. Булгакова с обществом адамитов и Северным Возрождением?
Что общего между художественным миром импрессионистов и коммунизмом?
Представляя Дмитрия Плавинского, Паола Волкова раскрывает перед нами глубокий смысл картин и офортов этого удивительного художника,
нашего современника, одного из лучших мастеров московского «неофициального искусства».
От Иеронима Босха до Дмитрия Плавинского, от «Откровения» Иоанна Богослова до пьес Сартра и Вайса. В этой книге читателя ждет головокружительное перемещение в пространстве и времени.
ISBN 978-5-906339-88-1
272 стр., 4 вкл. Цв.
Формат: 60х90/16
Вес: 330 гр.
Цена: 400 руб.
Подробнее